ГКОУ РО Волгодонская специальная 
школа-интернат "Восхождение"
             

Пилотная площадка по здоровьесбережению

Отчет о работе пилотного проекта по созданию

 единого здоровьеохранного образовательного пространства

 в ГКОУ РО  школе-интернате VI  вида г.Волгодонска

за 2014-15 уч.год.

 

В ГКОУ РО школе-интернате VI вида г.Волгодонска с 2013 года реализуется Пилотный проект по созданию единого здоровьеохранного образовательного пространства в системе общего образования (основание: протокол заседания Координационного совета по отбору общеобразовательных учреждений, участвующих в пилотном проекте по здоровьесбережению в образовательных учреждениях Ростовской области в 2013 от 23.01.2013 и соглашение министерства общего и профессионального образования Ростовской области и министерства здравоохранения Ростовской области от 18 апреля 2012г.).

Основной целью проекта является реализация комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию у них ценности здоровья и здорового образа жизни, а также устранение негативных факторов, влияющих на здоровье обучающихся.

Основные задачи проекта:

·                   Для администрации школы-интерната

o   объективизация процесса приведения образовательных учреждений к статусу здоровьесберегающих школ — школ здоровья;

o        обобщение информации об основных тенденциях роста и развития детей в динамике школьного обучения;

o        предоставление информации об оказании влияния школы, образовательной среды на состояние здоровья детей;

o    предоставление целенаправленной методической помощи, услуг по психолого-педагогическому консультированию, переподготовке и повышению квалификации педагогов.

·                   Для педагогов

o       динамическое наблюдение за ростом, развитием и состоянием здоровья обучающихся, использование этих данных при организации учебного процесса;

o           обеспечение системы физкультурно-оздоровительной работы, объективизация ее успехов по формированию, развитию и сохранению здоровья обучающихся;

o        обеспечение психолого-педагогической профилактики рисков нарушения здоровья, в том числе любого рода зависимостей.

·                   Для родителей

o        объективизация процессов роста и развития детей;

o        выявление причин для оказания целенаправленной медицинской помощи;

o        оказание помощи в формировании навыков здорового образа жизни детей.

          В рамках реализации пилотного проекта по созданию единого здоровьеохранного образовательного пространства в школе-интернате в 2014-15 учебном году была проведена следующая работа:

·          заключены договора с родителями обучающихся о проведении медицинского мониторинга (АПК «АРМИС») и психологического тестирования;

· в соответствии с методическими рекомендациями по системе ПМЗСД ОУ разработан план организации здоровьесберегающей деятельности ГКОУ РО школы-интерната VIвида г.Волгодонска, который успешно реализуется;

·-      разработана, прорецензирована  доцентом кафедры анатомии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный  университет»       педагогического   института кандидатом биологических наук Шквириной  О.И. и активно внедряется в образовательный процесс  программа по здоровьесбережению «Мое здоровье - мое будущее» (авторы: директор Белоусова Т.Я., заместитель директора по КР Поздеева Т.Н., педагог-психолог Лебедева Е.В.).

·          проконсультированы медицинские, педагогические работники и родители по всем видам работ в рамках проекта.

·           ведется постоянная работа с руководителями медицинских учреждений г. Москвы,  Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Волгограда, с Благотворительными Международными и Российскими фондами по возможности оказания воспитанникам медицинской помощи, особенно детям, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организуются консультации специалистов Российских клиник, медицинских Центров, областных, городских, , и т. д. (с 2006 года проведены 22 высокотехнологичные операции в г. Москве, г.Санкт Петербурге, г.Тюмени, г. Кургане и г.Ростове-на-Дону).

          

         Проведены 3 мониторинга:

·         Мониторинг физических параметров здоровья и развития обучающихся  с помощью аппаратно-программного комплекса «АРМИС»,  выполняющего  функцию диагностической и доврачебной помощи.

 Обследования проводились медицинской сестрой Гашневой И.В., прошедшей обучение на базе РЦЗСО и получившей сертификат.

        Мониторинг на аппаратно-программном комплексе  «АРМИС» проводился в течение учебного года, согласно утвержденного плана. Из 184 чел. были обследованы 173 чел.  (отказ родителей  – 5 чел., выбыло - 4 чел., 2чел. не прошли обследование по медицинским  показаниям).

         На обследование одного  воспитанника отводится  40-60 минут. Заключения по результатам скринингового обследования распечатываются и хранятся в медицинском кабинете. В обезличенном виде результаты автоматически заносятся в общую базу информационной системы «Наша здоровая школа».

         Заключения  обследований используются  для контроля эффективности индивидуальной коррекционно-развивающей работы – улучшения функций зрения, слуха, параметров опорно-двигательной системы и т.д., для выявления ранних признаков развития негативных симптомов иных систем организма, для объективизации процессов роста и развития детей, в том числе: силы ребенка, объема дыхания и т.д.

·       Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы-интерната осуществлялся с помощью предоставленного РЦЗСО опросника. По результатам мониторинга была разработана и реализуется программа организации здоровьесберегающей деятельности школы-интерната.

·        Мониторинг социально-психологических факторов здоровья обучающихся проводился с 01.12.2014 по  23.02.2015 психологом Лебедевой Е.В. посредством тестирования обучающихся 7,8,9,10 классов (54 чел.) с помощью опросника, предоставленного центром здоровьесбережения. Исследовались такие показатели как: организация учебной деятельности, оценка здоровьесберегающей среды школы и степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, отношение воспитанников к вредным привычкам.

          По результатам мониторинга  были получены методические рекомендации по развитию воспитательной работы с обучающимися в направлении формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, проведено консультирование обучающихся и классных руководителей по результатам мониторинга социально-психологических показателей обучающихся. Внесены коррективы в план мероприятий воспитательной работы здоровьесберегающей направленности на основе рекомендаций РЦ ЗСО РО.

         В рамках реализации пилотного проекта по здоровьесбережению в 2014-15 учебном  году школа-интернат приняла участие в следующих конференциях, совещаниях, конкурсах здоровьесберегающей проблематики:

 

Дата

Конференции, конкурсы,

пуб­ликации, семинары

Результаты

 

 

 

Сентябрь,

2014

Всероссийский педагогический конкурс «Здоровьесберегающие технологии в образовании»,   номинация: «Лучший инновационный образовательный проект», 

 I место, золотая медаль "Пантелеимон  Целитель"   национальной премии "Элита российского образования" за профессионализм, преданность профессии, подвижничество и созидание

2014, октябрь

 

IVМеждународный фестиваль методических идей «Инновационный подход к обучению и воспитанию», Чебоксары

Печатные работы:  

-«Реализация  здоровьесберегающих технологий  в образовательном пространстве школы-интерната VI вида для детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата», Т.Я.Белоусова, Т.Н.Поздеева.

--«Здоровьесбережение в коррекционной работе учителя-логопеда специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида» Т.Н.Поздеева, Л.Н.Кажурина, Н.В.Матреничева. А.А.Халуимова.

сборник IVМеждународного фестиваля методических идей

«Инновационный подход к обучению и воспитанию», Чебоксары, Экспертно-методический центр, 2013.-654с.

 

2014,

октябрь

V Международная  научно-практическая конференция  «Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи»,   г.Краснодар

Печатная работа: «Медицинская реабилитация детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата  в условиях  школы-интерната VI вида»сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том II – Краснодар, 2014. – 148с, авторы директор Белоусова Т.Я., заместитель директора по коррекционной работе Поздеева Т.Н.)

Октябрь 2014

 III Ежегодная международная научно-практическая конференция, посвященная Дню Учителя «современная
система образования: опЫт прошлого – взгляд в будущее», 

 

Печатная работа: «Иппотерапия как оздоровительная технология при детском церебральном параличе»,  сб. статей под общей редакцией С.С.Чернова.-Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.-274с., авторы директор Белоусова Т.Я., заместитель директора по коррекционной работе Поздеева Т.Н.

Октябрь 2014

Первый Всероссийский смотр-конкурс на лучшую презентацию учреждения общего образования - 2014

Презентация инновационного образовательного проекта в номинации «Лучший инновационный проект»: «Иппотерапия (оздоровительно-верховая езда) как альтернативный метод реабилитации, социализации и адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья», сертификат Международной Академии развития образования и оргкомитета Международного Слета учителей, сертификат

Декабрь 2014

 Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее», г.Курган

 

Печатная работа: «Социальная адаптация детей с ОВЗ  через адаптивную физическую культуру» cборник трудов международной научно-практической конференции . – Курган : Изд-во Курганского гос.ун-та, 2014. –164 с., (заместитель директора по коррекционной работе Поздеева Т.Н., инструктор по физической культуре Немазенко О.А.);

Декабрь 2014

 

Всероссийский педагогический конкурс «Педагогический проект», г.Томск

Презентация инновационного образовательного проекта «Иппотерапия (оздоровительно-верховая езда) как альтернативный метод реабилитации, социализации и адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья», диплом серия ВПК №  03311/2014

Январь 2015

Семинар-практикум для родителей и сотрудников МБДОУ д/с «Парус» на тему: «Приоритетные направления коррекционно-образовательной работы с обучающимися с ОВЗ в условиях ГКОУ РО школы-интерната VI вида»

Трансляция опыта учреждения, в том числе по здоровьесбережению Выступление: «Реабилитация и социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ГКОУ РО школы-интерната VI вида»

Январь,

2015

Всероссийский конкурс «Управленческий ресурс» руководителей образовательных систем под эгидой Международной славянской академии

наук, образования, искусств и культуры (МСА), номинация «Внедрение перспективных форм, методов и средств оздоровительной работы» Организаторами конкурса являются Институт развития образовательных систем РАО (Томск), Международная славянская академия наук, образования, искусств и культуры (Западно-Сибирский филиал), Центр непрерывного бизнес-образования (Новосибирск).

 

«Золотая медаль» в номинации «Внедрение перспективных форм, методов и средств оздоровительной работы» за внедрение инновационного образовательного проекта      «Иппотерапия (оздоровительно-верховая езда) как альтернативный метод реабилитации, социализации и адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья».