Деятельность социального педагога в системе образовательного учреждения – важнейший компонент социальной работы, направленной на реализацию ФГОС. Данная работа активизирует ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно использовать творческий потенциал не только обучающегося, но и всего педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию в общество, активируя духовно-нравственное и художественное развитие.
Цель деятельности социального педагога - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально – психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита ребенка (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.
В своей работе социальный педагог основывается на законах, постановлениях по защите прав материнства и детства, незащищенных категорий населения:
-
Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989;
-
ФЗ РФ №124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
-
№ 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
-
№ 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
-
ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
ФЗ РФ от 24.04.2008 № 48 –ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
-
№ 125-ФЗ от 22.08.1996"О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
-
Постановление ПРФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
-
Постановление ПРФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
-
Областной закон от 26.12.2007 №830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области»;
-
постановление Правительства Ростовской области от 03.08.2012г. №726 «О предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отдельным категориям обучающихся (воспитанников) государственных учреждений Ростовской области»;
-
Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ;
-
Жилищный КодексРоссийской Федерации от 29.06.2015 №176-ФЗ;
-
Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ.
Социальным педагогом решаются следующие задачи:
1.Охрана и защита прав несовершеннолетних.
2.Изучение условий жизни и развития детей, планирование и анализ результативности социально – педагогической работы.
3.Социально – правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости.
4.Работа с социально – неблагополучными семьями: малообеспеченными, многодетными, семьями «группы риска».
5.Решение проблем сиротства и опекунства. Своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение им оптимальных условий для жизни и воспитания; защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних подопечных.
6.Оказание помощи в профориентации и трудоустройстве выпускников.
7.Коррекция социальной и школьной дезадаптации.
8.Обеспечение социально-педагогической поддержки детям-инвалидам с различными формами дезадаптации.
9.Расширение социальных связей:
-
с другими образовательными учреждениями;
-
с учреждениями государственного обеспечения;
-
с инспекцией по делам несовершеннолетних, КДНи ЗП;
-
с общественными организациями.
10.Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.
11.Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения. Пропаганда здорового образа жизни.
12.Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.
13.Идивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.
14.Организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
15.Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции выделяется защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов.
Социальный педагог имеет полномочия быть представителем ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение» в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка. Однако, приоритетным направлением остаётся успешная социализация личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, его самореализация в определенной деятельности, интеграция в общество, обеспечение правовой защиты и его трудоустройство. Обучение взаимодействию с окружающим миром требует длительного времени. Особенного внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Большего внимания требует категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с планами работы, программами, основными целями которых являлись:
-
формирование благополучной и безопасной среды для полноценного развития и социализации обучающихся, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций;
-
создание системы мер, обеспечивающих социально-педагогическую поддержку и благоприятных условий интеграции в общество воспитанникам с особыми образовательными потребностями;
-
обеспечение комплексной, медико-психологической реабилитации воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
координация действий по сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
создание условий для успешной профориентации подростков, своевременной адаптации на рынке труда, формирование способностей соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Для реализации ряда задач по формированию граждански активной личности, социально – правовой защите детей с ОВЗ, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации детей данной категории в социуме школы с дальнейшей интеграцией их в общество в соответствии с ФГОС социальный педагог работала по направлениям:
-
диагностико-прогностическое;
-
функционально-организационное;
-
социально-правовая защита;
-
взаимодействие с семьями обучающихся;
-
социально-педагогическая профилактика.
В соответствии с планом работы социального педагога и педагога-психолога с обучающимися старших и выпускных классов была реализована рабочая программа «Мой профессиональный выбор».
Целью программы по профориентации является: создание системы действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями с требованиями выбираемой профессии и с учётом социокультурной, экономической ситуации в обществе.
Социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, воспитателями, врачом-неврологом, психологом и методистами городского центра занятости населения в соответствии с программой проводились:
-
профориентационные уроки;
-
индивидуальные и групповые психодиагностические беседы;
-
практические занятия по самоопределению;
-
консультативные беседы об учебных заведениях, о правовой защите детей-инвалидов и воспитанников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении;
-
консультативная поддержка родителей.
В рамках реализации данной программы 2 раза в год проводится предварительная, затем повторная диагностики профессионального самоопределения выпускников.
Целью для проведения диагностик воспитанников по профессиональному самоопределению выпускников явилось:
-
обеспечение социальных гарантий в сфере выбора профес сии, формы занятости и путей самореализации личности в услови ях рыночных отношений;
-
достижение сбалансированности между профессиональны ми интересами ребенка, имеющего отклонения в развитии, его физическими возможностями, пси хологическими особенностями и возможностями рынка.
Для диагностики профессиональных интересов использовались:
-
дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, предназначенный для выбора вида деятельности в соответствии с классификацией типов профессий;
-
анкета изучения желаемого социального статуса, предназначенная для определения важности значимого для обучающегося положения, которое ему хотелось бы занять в жизни;
-
анкета «Хочу. Могу. Надо», состоящая из блоков: «Хочу» для определения степени интереса заниматься определенным видом деятельности, «Могу» для определения представлений о своих профессиональных способностях, «Надо» для выявления информированности обучающегося о потребности рынка труда.
-
методика «Ориентация», состоящая из двух блоков: «Я хочу» (определяющая степень желания заниматься определенным видом деятельности) и «Я могу» (определение представлений о своих профессиональных способностях);
-
методика В.Ю. Рыбникова Прогноз-2, предназначенная определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) и выявления отдельных признаков личностных нарушений, а также вероятности возникновения нервно-психических срывов;
-
диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова, направленная выявление типов высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем);
-
экспресс-диагностика социальных ценностей личности, которая способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений;
-
методика «Профиль», позволяющая определить направления деятельности.
По результатам методики ДДО выбор распределился в соответствии с классификацией типов профессий, что показало уровень самооценки, выявило сферу профессиональных интересов.
Тип профессии |
9б кл. |
10а кл |
«человек-природа» |
100% |
9% |
«человек-техника» |
- |
27% |
«человек-человек» |
- |
- |
«человек-знаковая система» |
- |
18% |
«человек-художественный образ» |
- |
46% |
Методика «Профиль» основана на самооценки интересов. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов. Возможно, будущая профессия будет находиться на стыке 2-3 профессиональных областей.
Результаты исследований показали, что профессиональные склонности зачастую не совпадают со способностями обучающихся выпускных классов:
- воспитанники 9б, 9в, 9г классов не всегда могут адекватно оценивать свои возможности в силу своих заболеваний и соотносить с профессиональными желаниями;
- выпускники 10а классов достаточно владеют информацией о труде квалифицированных рабочих, о комплексе действий, которые входят в состав каждого вида деятельности. В тоже время, не вполне реально оценивают свои профессиональные способности; желания обучающихся не всегда совпадают с их возможностями, т.к. не учитываются физические возможности и медицинские противопоказания.
Воспитанникам 9б класса во время проведения тестирования требовалось индивидуально давать разъяснения по многим вопросам, они не всегда самостоятельно могли понять смысл высказывания. Обучающиеся 9в,9г классов, дети со сложной структурой дефекта, с заданием тестов не справились, по состоянию здоровья.
Показатели итогового тестирования будущих выпускников следующие:
|
9б класс |
10а класс |
||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
1.Определились в выборе профессии |
6 |
85,7 |
12 |
100 |
2. Не определились в выборе профессии |
- |
- |
- |
- |
3. Не думали об этом |
- |
- |
- |
- |
4. По линии соц.обеспечения |
1 |
14,3 |
- |
- |
Таким образом, по реализации программы по профессиональному самоопределению выпускников можно сделать следующие выводы по дальнейшему образовательному маршруту:
№ |
Классы |
ВВУЗы |
ССУЗы |
Колледжи |
ПУ |
Работа |
Другое |
Кол-во выпускников |
||
Продолжили обучение в школе |
ЦЗН (обу-чение) |
Соц.обеспечение (дома) |
||||||||
1. |
9б класс |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
- |
- |
7 |
2. |
9в класс |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
6 |
3. |
9г класс |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
6 |
4. |
10 а класс |
- |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
Постинтернатное сопровождение выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В ГК ОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате с 2011г. сформирован и ведется Банк данных выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа по постинтернатному сопровождению выпускников организована администрацией учреждения, социальным педагогом, педагогом-психологом, воспитателями, классными руководителями в соответствие с программой о реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от.06.10.2011 №29, Порядка межведомственного взаимодействия по постинтернатному сопровождению и социальной адаптации выпускников детских домов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее воспитывавшихся в семьях опекунов и попечителей, утвержденного областной межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (протокол от 30.03.2011 № 1).
На конец 2018-2019 учебного года в банке данных учреждения состоят 2 выпускника: Шевченко (Остапенко)Е., Крюков А. (Сагина Елизавета, 15.07.1995г.р., была снята 25.10.2018г., в связи с переездом на постоянное место жительство в Краснодарский край и успешной социализацией; Метелица Анастасия, 20.07.1995г.р. снята 12.04.2019г. в связи с постоянным проживанием в «Шахтинском ПНИ» и успешной социализацией).
На всех воспитанников, находящихся на постинтернатном сопровождении (2 чел.), составлены индивидуальные программы сопровождения (ИПС), в которых содержится информация о выпускнике (статус, состояние физического и психического здоровья, образование, семейное положение, наличие личных документов, сведения о жилищных условиях). На основании ИПС и потребностей воспитанника определяется маршрут сопровождения, в котором указываются виды деятельности, мероприятия с выпускником (беседы, посещение по месту обучения, жительства, переписка с учебными заведениями, органами местного самоуправления и т.д.). Проведённая работа отражается в Листе корректировки ИПС.
Так, в 2018-2019 году со всеми выпускниками систематически проводились беседы и консультации по вопросам государственного обеспечения и социальных выплат, своевременного обращения в медицинские учреждения, оплате коммунальных платежей, о рациональном использовании денежных средств, ведению здорового образа жизни.
Остапенко Екатерина Владимировна, 18.06.1995г.р., выпускница школы-интерната 2013г., относится к категории из числа детей, оставшихся без попечения родителей, инвалид III группы (бессрочно). Мать- Остапенко Т.В., 1974г.р., была лишена родительских прав Волгодонским районным судом 21.03.2007г., долгое время проходила лечение в стационаре (диагноз: открытая форма туберкулёза), отец- записан в свидетельство о рождении со слов матери (Ф-25), бабушка – Остапенко Софья Адамовна. В настоящее время Екатерина с матерью и бабушкой не общается.
Остапенко Е. обучалась в школе-интернате с 2003-2013г. На момент поступления девочки были большие проблемы со здоровьем:
-ДЦП,
- правосторонний грудопоясничный сколиоз 4 степени
-Килевидная деформация грудной клетки.
В связи с дальнейшим усугублением диагноза в период с 13.02.-20.03.2012г. Остапенко Е. была сделана сложнейшая хирургическая операция в Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова в г. Москва.
С 01.09.2013г. Катя обучалась в ФКПОУ «Новочеркасском технологическом техникуме-интернате» по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». Несколько раз уходила в академический отпуск и 31.08.2017г. отчислена по собственному желанию. С 01.09.2018г. обучается в Волгодонском проф.училище №69 по профессии мастер отделочных работ.
Екатерина имеет сына- Шевченко Кирилла, 10.09.2014г.р., (свидетельство о рождении III-AH № 777849 от 10.09.2014г). Официально вышла замуж за Шевченко Вячеслава Викторовича, 1994г.р. после рождения сына Кирилла, сменила фамилию Остапенко на Шевченко (свидетельство о браке II –АН № 727539 от 13.06.2015).
С момента поступления в ПУ №69, проживает в г. Волгодонске по адресу: г.Волгодонск, жилой комплекс «Апельсин», ул. Гагарина д. 42/9 строение 3 кв. 37. Данное жилое помещение Екатерина получила в 2014 году (договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №14-30.247/38 от 05.11.2014г.).
Дважды в месяц и в период каникул ездит к мужу, сыну и свекрови в г. Новочеркасск, ул. Никольская, 126. Со свекровью- Шевченко Ольгой Ильиничной сложились ровные, уважительные отношения. В связи с образовавшейся задолженностью по оплате коммунальных услуг с Екатериной проведены ряд бесед о необходимости погашения долга (на 18.04.2019г. услуги за газ-1 956 руб. и содержание общедомового имущества -14 529 руб. погасила; оставшуюся часть долга- 23 929руб.40коп.- отопление и свет планирует погасить в ближайшие 2 месяца).
В 2017 году окончил школу и взят на постинтернатное сопровождение Крюков Алексей Михайлович, 25.04.2000г.р., относящийся к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Алексей с 01.09.2017г. по 31.05.2018г. обучался в Волгодонском политехническом техникуме-филиале Национального исследовательского ядерного университета МИФИ на факультете «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Однако, после 1-го курса был отчислен и с 01.09.2018г. по настоящее время обучается в «Волгодонском техникуме металлообработки и машиностроения» по специальности «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
Крюков А. проживает в жилом помещение специализированного жилищного фонда, предоставленного в пользование детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (договор найма жилого помещения №5262.0213/184 от 21.06.2018г.), по адресу: г. Волгодонск, Октябрьское шоссе, д.5, кв.218. На сегодняшний день Крюков А. имеет задолженность по коммунальным платежам в размере -5 087руб.80коп., в связи с этим с ним так же ведётся разъяснительная работа.
Выпускникам Шевченко Е. (Остапенко) и Крюкову А. организовывались неоднократно встречи с администрацией школы-интерната «Восхождение», на которых обсуждались интересующие вопросы, рассматривались пути решения выхода из различных бытовых ситуаций.
Таким образом, все индивидуальные программы сопровождения выпускников, находящихся на постинтернатном сопровождении, выполняются в полном объёме. Наблюдается положительная динамика социальной адаптации и интеграции наших выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в социум.
Приоритетами в работе социального педагога стали:
-
Более раннее выявление детей, имеющих различные социальные, психологические или педагогические проблемы. Выявление характера проблем. Создание банка данных. Изучение причин неблагополучия обучающихся.
-
Охрана и защита прав несовершеннолетних.
-
Подавляющая часть проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации, имеет корни в неблагополучии семьи. Поэтому одной из важнейших составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.
-
Дальнейшее налаживание контактов со службами (в школе и вне школы), которые могут и будут помогать социальному педагогу в решении проблем детей, нуждающихся в социально – педагогической помощи.
-
Продолжение работы школьного совета по профилактике правонарушений среди обучающихся.
-
Систематическое проведение мониторингов.
-
Воспитание у участников образовательных отношений навыков самоконтроля и саморегуляции.
-
Социально – правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости.
-
Решение проблем сиротства и опекунства.
-
Создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Задачи и приоритеты:
1. Продолжить работу в соответствии с ФГОС по социально – правовой защите воспитанников школы-интерната, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Осуществлять контроль ведения личных дел детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Продолжать переписку с различными ведомствами.
3. Вести работу по оформлению гражданских документов, взысканию алиментов, оформлению инвалидности, постановке на квартирный учет.
4. Продолжать собирать катамнестические данные по трудоустройству выпускников.
5. Активизировать работу с педагогическим коллективом и родителями, с целью предотвращения и предупреждения правонарушений, конфликтных ситуаций, самовольных уходов, кризисных ситуаций воспитанников из школы-интерната.
6. Разрабатывать и пополнять материалы по просветительской деятельности.
7. Работать над усовершенствованием форм работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
8. Работать по постинтернатному сопровождению воспитанников из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
9. Дважды в год контролировать сохранность закрепленных жилых помещений за детьми, оставшимися без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой.
10. Продолжать работу с воспитанниками школы-интерната в соответствии с программами и планами работы как индивидуально, так и в групповой форме.