Рекомендации
- Помогите ребенку организовать свою работу, но не делаете это вместо него. Делайте вместе, а не вместо ребенка.
- Задавайте ребенку организующие вопросы. Например: «Как ты будешь решать эту задачу?», «Что ты будешь делать вначале, а что в конце?», «Как ты распределишь время на выполнение задания?» и т. д.
- Для помощи ребенку в составлении плана действий используйте наглядность (цветные стикеры, часы, песочные часы, схемы и т.д.).
- Если ребенок сделал ошибку, не говорите сразу, какую именно ошибку он совершил. Можно сказать так: «в этой строчке ошибка, постарайся найти ее».
- Оценивая текущую работу, выставляйте оценки по разным критериям: за красоту написания, за скорость, за точность и т.д.
- Давайте четкие инструкции. Не используете сложных предложений.
- Не берите с таких детей обещаний. Они все равно их не выполнят.
- Хвалите за терпение и сдержанность на уроке. Важно больше хвалите за хорошее поведение, чем ругайте за плохое.
- Если ребенок плохо себя ведет на уроке, то постарайтесь не делать ему вербальных замечаний.
- По возможности постарайтесь посадить ребенка с СДВГ ближе к учителю.
- Четко обозначьте правила поведения в школе. В случае если ребенок их нарушил, не ругайте его за это. Просто напомните ему о правилах. Пример: «Какие у нас правила? В нашей школе правило ходить в сменной обуви».
- Проговариваете детям план урока. Предупреждайте детей о тех или иных действиях заранее.
- Давайте только одно задание на определенный период времени.
- Во время урока можно использовать таблички: «Время работать», «Время отдыхать».
- По возможности чередуйте на уроке различные типы деятельности.
- Не забывайте о физминутках.
- Просите ребенка с СДВГ помогать Вам во время урока, например, раздать тетради, смочить тряпку и т. д.
- Во время физминуток и перемен, найдите время поиграть с детьми в различные игры, направленные на развитие произвольности поведения («Найди отличия», «Нос, пол, потолок»), на преодоление расторможенности («Скалолаз», «Совы и мыши», «Море волнуется», «Дождь» и т.д.), на контроль импульсивности («Кричалки, шепталки, молчанки», «Найди и промолчи» и т.д.).
- для включения ребенка с нарушением интеллекта в групповую деятельность опирайтесь на его сильные стороны, наблюдайте за тем, что он делает и постарайтесь создать групповую деятельность вокруг того, что он делает. Ребенка при этом можете сделать ведущим;
- сообщив инструкцию для всего класса, еще раз повторите ее вместе с ребенком. Если понадобится, разбейте каждое задание на мелкие операции и проговорите их. Убедитесь, что все дети поняли, что именно им нужно сделать. Для этой цели используйте уточняющие вопросы;
- после того как задание выполнено попросите ребенка вспомнить и проговорить задание;
- если ребенку пока тяжело выполнять общее задание, то давайте ему индивидуальное задание, которое будет немного легче, но похожее на групповое;
- на начальных этапах работы уделяйте больше внимания ребенку с нарушением интеллекта при объяснении и выполнении заданий;
- давайте четкие и короткие инструкции;
- используйте в работе как можно больше наглядности;
- используйте детей с нарушением интеллекта в качестве своих помощников и помощников другим детям;
- на уроках ИЗО и технологии большое внимания уделяйте следующим видам деятельности: срисовывание с образца; работа с трафаретами; обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контору; раскрашивание и штриховка; аппликации методом отрыва и вырезания; работа с крупами;
- на физминутках делайте со всеми детьми пальчиковую гимнастику и упражнения на активизацию работы обоих полушарий. Например, упражнение «Перекрёстные движения». Описание: под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний;
- на физминутках и переменах можете использовать групповые игры с мячом («Назови, что бывает красным?», «Что мы делаем на каникулах?», «Что мы делаем в школе?», «Что летает?» и. т. д.);
- по возможности старайтесь развивать у детей когнитивные процессы. Для этой цели могут быть использованы различные групповые игры. Например, «Волшебный мешочек», «Лото», «Геометрическое лото», «Кто лишний?», «У кого ряд длиннее?», «Что изменилось?», «Собираем из треугольников различные фигуры»;
- помните, что ребенку с нарушением интеллекта очень сложно выполнять большой объем заданий в быстром темпе. Таким детям необходим щадящий режим обучения. Если ребенок что-то недоделал, не вешайте на него ярлык лодыря;
- задача специалистов ПМПк и школы довести до родителей детей с интеллектуальной недостаточностью, что обучение по адаптированной образовательной программе, так же как и по адаптированной основной программе для детей с нарушением интеллекта, не предусматривает получения цензового образования и аттестата об образовании, а заканчивается выдачей свидетельства об обучении.
1. Соблюдение двигательного режима:
- фиксация ребенка на специальном стуле, вертикализаторе, для удержания положения ребенка сидя, или стоя;
- использование утяжелителей для детей с насильственными движениями (гиперкинезами), осложняющими захват предметов (ручки, книги, др.) или другую деятельность, например, чтение, т.к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживание строки;
- обязательный перерыв во время урока на физкультминутку.
2. В каждое занятие желательно включать упражнения на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
3. Для детей с усиленным слюнотечением требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.
4. Осуществлять контроль на состоянием эмоционально-волевой сферы ребенка (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
5. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
6. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
7. Необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, для чего необходимо детализировать учебный материал, преподносить его небольшими порциями, усложнять постепенно.
8. Не игнорировать уроки ручного труда, рисования, так как они предусматривают деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы.
9. Необходимо учить детей проверять качество своей работы, как по ходу еѐ выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
10. В случаях, когда по своему психическому состоянию ребенок не в силах работать на данном уроке, материал следует объяснять на индивидуальных занятиях.
11. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
12. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой обучающихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.
13. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов.
14. Каждому родителю необходимо дать рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях их детей.
Для того чтобы обучающийся с двигательной патологией попал на территорию образовательной организации необходимо установить пандус у входа в здание. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12°), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.
Двери здания должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз.
Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см., иначе ребенок на коляске в них не пройдет.
Для того чтобы ребенок на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных детей), а также подъемники на лестницах.
Предпочтительным является зонирование пространства класса на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
- санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.).
- социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.).
1. Учителю необходимо знание особенностей психофизиологического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом.
2. До начала обучения необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх, выяснить какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует, посетить семью.
3. Необходимо выяснить положительные черты характера ребёнка, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.
4. Установить тесный контакт и сотрудничеств учителя с родителями.
5. Для правильной организации образовательного процесса, обеспечения охраны здоровья ребенка с ДЦП получить консультацию у врача-специалиста по определению учебного места в классе, подбору комфортной позы для выполнения письменных и устных работ (сидя, стоя, за конторкой и т.д.).
6. Провести работу среди всех участников образовательного процесса (особое внимание необходимо уделить работе с родительской общественностью) по формированию толерантного отношения к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.
7. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП специалистами (учитель, педагог-психолог, логопед), который должен включать в себя:
- системный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом двигательных, речевых и психических нарушений;
- последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
- целенаправленное формирование высших психических функций;
- коррекцию речевых нарушений;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социальной адаптации.
8. Организовать образовательную деятельность в классе с учетом физического и психического состояния ребенка с ДЦП:
- осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку;
- во избежание переутомления учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы класса, использовать интересный, красочный дидактический материал и средства наглядности, чередовать двигательную активность с отдыхом;
- использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки;
- оценивать устные ответы и письменные работы с учетом физических и психических особенностей ребенка;
- проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому ребёнку, развивать веру в собственные силы и возможности.
- понять, в какой позе ученику легче выполнять письменные работы, как удобнее отвечать: сидя или стоя.