- творческого объединения «Рукодельница» разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ТМНР (вариант 6.4.) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Декоративно-прикладное творчество – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека. Огромное значение придается творчеству в развитии ребёнка, так как в нём заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания. Данная программа рассчитана на двухлетний курс обучения и предусматривает разные возрастные уровни и учитывает индивидуальные возможности ребенка. Возраст обучающихся 9-11 лет.
Основная цель программы заключается во всестороннем развитии личности воспитанника с тяжелой умственной отсталостью и в приобретении им элементарных навыков и умений в процессе формирования трудовой культуры и подготовки обучающегося к последующему этапу его развития и социализации в обществе. Изучение основ декоративно-прикладного искусства способствует развитию творческих способностей, формированию положительных эмоций, создает ситуацию успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей с различными материалами, из которых можно изготовлять поделки и сувениры, их свойствами и возможностями.
- Научить детей изготавливать поделки и сувениры из различных материалов по образцу, схемам и шаблонам и др.
- Обучить практическим навыкам работы с различными материалами, учить прочно соединять части поделок.
- Закреплять умения пользоваться ножницами, кисточкой, гуашью.
- Закреплять навыки работы с пластилином.
- Побуждать создавать выразительные образы и сюжетные композиции.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие и совершенствование мелкой моторики рук, зрительной и двигательной координации и тактильной чувствительности рук.
- Способствовать развитию психических процессов: восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения).
- Способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей.
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (толерантность, доброжелательность, чувства товарищества), формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда.
- Воспитывать ответственность при выполнении работ, при подготовке к выставкам.
Кроме того, программа развивает кругозор детей, совершенствует коммуникативные навыки. В ходе занятий проводятся физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активацию внимания. Во время занятий обязательно соблюдаются ортопедические условия: правильная посадка, фиксация необходимых для работы предметов на столе. В ходе результате реализации программы воспитанники будут иметь представление о возможности выполнения аппликации, мозаики из разных материалов, познакомятся с разными приемами лепки и способами выполнения аппликации, мозаики. Научатся решать доступные творческие задачи по заданным условиям; самостоятельно или с помощью педагога выстраивать цепочку последовательных действий при работе по образцу; сотрудничать с педагогом и детьми при выполнении работ. Понимать свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику; узнают названия инструментов, приспособлений и правила работы.
В процессе работы дети получают опыт организации собственной творческой практической деятельности, у них возникают положительные эмоции, формируется ситуация успеха и интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности.
Личинхай Нина Петровна, воспитатель первой категории