Доступная среда
Необходимость полноценного развития и самореализации детей с ОВЗ в качестве дееспособных, компетентных членов общества обретает сегодня особую значимость. Что ограничивает ребёнка с ОВЗ? Очевидно, что в большей степени отношение окружающих и тот мир, который не приспособлен для самостоятельного функционирования ребенка с ОВЗ.
Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» является единственным учреждением в Южном федеральном округе для детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата и представляет собой уникальную модель школы, которая функционирует как образовательное учреждение среднего общего образования.
В школе учтены интересы всех воспитанников, для них создана доступная среда и условия для реализации творческих возможностей, профессионального самоопределения, лечебно-реабилитационных мероприятий, повышения доступности объектов социальной инфраструктуры и включения во все аспекты жизни общества.
Разделы
Сегодня материальная база школы-интерната позволяет качественно осуществлять образовательный процесс в рамках стандартного образования и по инновационным направлениям, помогает развитию творческих способностей обучающихся, поднять уровень проведения культурных и спортивно-оздоровительных мероприятий. На её территории образовательной организации расположены:
- здание школы-интерната (учебный и спальный корпус)
- здание прачечной
- гараж
- спортивная площадка
- игровая площадка
- манеж для лошади
- служебные помещения
Специально оборудованные учебные кабинеты
В школе функционируют 40 специально оборудованных учебных кабинетов, в том числе специализированные кабинеты: кабинет информатики, кабинет гончарного дела, 3 кабинета декоративно-прикладного искусства,2 кабинета технологии, 2 мастерские, спортивный и актовый зал, 4 кабинета логопеда, 3 кабинета психолога, кабинет социального педагога, кабинет дефектолога.
Все кабинеты оснащены современными средствами обучения, компьютерной техникой с соответствующим программным обеспечением, с выходом в интернет, из них 16 кабинетов оборудованы интерактивным оборудованием. Установлена новая мебель для обучающихся. Трансформируемые парта и стул регулируются по высоте, парта отличается возможностью изменять угол наклона столешницы, обеспечивая тем самым ребенку оптимальное расположение тетрадей и книг, предотвращая нарушения зрения и развития сколиоза.
В каждом кабинете необходимый набор наглядных пособий, пособий для интерактивных досок с тестовыми заданиями.
В кабинете информатики оборудовано 11 рабочих мест на базе плоских дискретных экранов и рабочее место учителя. В кабинете имеется мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией, интерактивная доска, мультимедийный проектор, МФУ, принтер, сканер.
Для проведения качественных реабилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий в кабинеты логопедов, психологов и дефектолога приобретены интерактивные передвижные панели NEWLINE, интерактивные панели Project Touch, образовательная система с интерактивным программным обеспечением MultiMind (Мультимайнд),
программно-дидактический комплекс Мерсибо Логомер, программа для проведения диагностики и коррекции неречевых и речевых функций «Цицерон ЛОГОДиакорр», логопедический тренажер речевой патологиии «Дэльфа», образовательная система EduQuest (ЭдуКвест), компьютерный логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп», интерактивная песочница iSandBox, уникальный многофункциональный набор психолога «Инклюзив», интерактивная панель и 3D-видеокамерой.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ОВЗ
В школе-интернате сложилась эффективная система трудового обучения, профориентации, которая позволяет готовить обучающихся к реальной жизни с учетом их возможностей и способностей. Мастерские оснащены новыми и современными станками - токарный по дереву, токарный по металлу, фрезерный станок, сверлильный, шлифовальный станок, верстаками столярными и слесарными, школьным ручным инструментом, средствами индивидуальной защиты, наборами слесарных и столярных инструментов.
В кабинетах технологии установлены современные швейные машинки, швейно-вышивальная Brother NV 550 SE, оверлоки, гладильная система MIE COMPLETTO NON-STOP PLUS, отпариватель Grand Master SJ-100A
Для будущих мастеров гончарного дела приобретены и установлены раскаточный стол для глины, гончарный круг, печь муфельная, настольные и напольные скульптурные станки.
Кабинет декоративно-прикладного искусствапополнился станками для бисероплетения, напольными и настольными станками для вышивания, школьными мольбертами с полкой и двусторонней доской, настольными каркасными и художественными мольбертами.
В школе-интернате открыт кабинет робототехники, где обучающиеся приобретают уникальные навыки конструирования и программирования, учатся собирать и управлять роботами. Этот профиль позволяет развивать мелкую моторику – движение кистей рук и пальцев. С этой целью закуплены базовые и ресурсные наборы по робототехнике, стол для робототехники с тумбой Лего-0013.
Школьная библиотека
Школьная библиотека приспособлена для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, расположена на первом этаже, ее площадь 64 кв.м. Общий фонд библиотеки насчитывает 20440 экземпляров, их них школьных учебников 2919 экземпляров, учебно-методической литературы 17521 экземпляра, также фонды пополняются периодической подпиской – газеты, журналы. Школьная библиотека имеет стационарный компьютера, ноутбук, принтер, ксерокс, создана медиатека, использует электронные ресурсы известных библиотек.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Спортивный зал расположен на 1 этаже, его площадь 64 кв.м. Спортивный зал школы оснащен тренажерами и спортивным инвентарем в достаточном количестве.
За последний год приобрели и установили: силовой комплекс DFC D7001,
эллиптический тренажер DFC 608E,
эллиптический тренажер DFC 605E,
велотренажер DFC B8516 магнитный,
дорожку беговую DFC AURA T-450
тренажер для бицепсов/трицепсов Body GCBT380.
Физкультурно-спортивная зона размещена на территории школьного двора. В летний период спортивная площадка используется для игры в футбол, волейбол, баскетбол. В зимний период - для прогулок воспитанников. Спортивная зона оборудована антивандальными уличными тренажерами, для младших школьников установлен спортивный комплекс.
Разнообразное оборудование, которое входит в состав спортивного комплекса, дает ребенку свободу выбора различных силовых упражнений, помогает общему развитию ребёнка, моторики движения, координации и, конечно же, развивают силы и выносливости, приучают к активному образу жизни и помогают развить социальные навыки. Зоны отдыха, игровые площадки озеленены, в них расположены лавочки для отдыха.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Средства обучения и воспитания, используемые в ОУ, соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации учебно-воспитательного процесса, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, а также обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и художественно-эстетической деятельности обучающихся и воспитанников.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание школы-интерната
За последние годы предприняты значительные усилия для создания условий, облегчающих передвижение детей-инвалидов и позволяющих использовать весь арсенал образовательных услуг:
- проведено обустройство Центрального входа с устройством пандуса (покрытие из плит керамогранитных, ограждения и поручни изготовлены из нержавеющей стали марки Aisi 304);
- установлены двери входные распашные с электромагнитным замком;
- проведено устройство пристенных одинарных и двойных поручней из нержавеющей стали по коридорам, душевым и туалетным комнатам;
- приобретен лестничный подъемник гусеничный для инвалидов Standart.
Эти необходимые приспособления позволяют обучающимся и воспитанникам с ограниченными возможностями вести более активный и независимый образ жизни.
Специальные условия питания
Пищеблок расположен на первом этаже школы, работает сырье. Питание обучающихся организовано в 2 смены, процент охвата горячим питанием составляет 100%, приготовление пищи осуществляется из продуктов закупаемых образовательной организацией по заключенным договорам. Гигиенические условия соблюдаются. В состав помещений входят: обеденный зал, оборудованный столами и стульями на 64 посадочных места, горячий цех, овощной цех, кладовые для скоропортящихся и сухих продуктов, моечная столовой и кухонной посуды. За последний год приобрели:
- пароконвектомат;
- мармит Лира-Профи
- водонагреватель;
- машину тестомисительнаую спиральную;
- столы разделочные с бортом;
- шкафы холодильные ШХн-0,7-01 нерж. Abat;
- холодильнтк-морозильник
Все технологическое и холодильное оборудование находится в рабочем состоянии.
Специальные условия охраны здоровья
В школе-интернате «Восхождение» получают образование, коррекционные и реабилитационные услуги дети с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности: детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, параличами, парезами и парапарезами верхних и нижних конечностей и др.
Функционируют 7 медицинских кабинетов:
-
Кабинет водолечения (7 ванн).
График работы медицинских работников школы: с 07.00 часов до 19.00 часов (пн.-пят.)
Деятельность медкабинетов направлена на оказание обучающимся доврачебной первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний.
Для повышения эффективности предоставления реабилитационных услуг в школе-интернате имеется лицензия на право ведения 11 видов медицинской деятельности (ЛО-61-01-006204 от 01.02.2018г.):
-
на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебной физкультуре и медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии;
-
при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: педиатрии;
-
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, неврологии, психиатрии, травматологии и ортопедии;
-
на осуществление медицинской деятельности при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются медицинские осмотры (предрейсовые и послерейсовые).
Медицинская реабилитация осуществляется штатными медработниками и сотрудниками городской детской больницы по договору с учебным заведением. Лечебно-профилактическую деятельность ведут врачи-специалисты- невролог, педиатр, травматолог-ортопед, врач ЛФК и средний медицинский персонал-медсестры, массажисты, инструкторы ЛФК.
В течение всего учебного года проводится комплексная реабилитация, индивидуально спланированная для каждого ребенка. Продолжительность реабилитационных мероприятий зависит от поставленной цели, состояния здоровья ребенка и включает в себя:
-медикаментозную терапию;
-физиотерапевтические процедуры, которые включают электро-, тепло-, светолечение, магнитотерапию и ультразвук;
-водолечение включает лечебные ванны с различными компонентами (морской солью, валерианой, хвоей);
-парафинолечение для снижения спастичности, улучшения крово- и лимфообращения, рассасывания рубцов и контрактур;
-массаж с использованием различных техник;
-ЛФК (лечебная физкультура) с использованием различных лечебных костюмов, тренажеров и устройств:
ü динамическая стимуляция лечебным костюмом «Адели», который состоит из опорных элементов и эластичных регулируемых тяг, с помощью которых создается лечебная нагрузка на опорно-двигательный аппарат ребенка с ДЦП;
ü реабилитация нейро-ортопедическим реабилитационным пневмокостюмом «Атлант», который выполнен в виде комбинезона из плотной специальной ткани с эластичными камерами. Под воздействием накаченного в камеры воздуха, они расширяются и натягивают ткань, чем обеспечивается своеобразное корсетирование туловища и конечностей. Ребенок начинает удерживать позу, улучшается координация и восстанавливаются навыки ходьбы;
ü для восстановления подвижности детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП проводится реабилитация тренажером «Гросса», который улучшает моторику и координацию;
ü вибротерапия с использованием устройств для стимуляции и восстановления двигательных функций;
ü реабилитация положением с использованием лечебных коррегирующихукладкок и вертикализатора;
ü занятия в сухом бассейне и фитбол-гимнастика развивают общую двигательную активность, координацию движений, уменьшают спастику, гиперкинезы и способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов;
ü механотерапия включает в себя занятия на вибромассажёрах, магнитных и механических велотренажёрах, иппотренажере, беговых дорожках, силовых многофункциональных и элипсоидных шаговых тренажёрах, что способствует разгрузке позвоночника и снятию напряжения в мышцах.
Для качественного планирования реабилитационных мероприятий проводится ежегодный мониторинг состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой и центральной нервной системы аппаратно-программным комплексом «Армис», выполняющим функцию диагностической и доврачебной помощи. Результаты обследования учитываются врачами для проведения комплексной реабилитации и доводятся до сведения родителей.
Медицинская реабилитация, проводимая в школе-интернате, существенно повышает эффективность восстановления двигательных функций воспитанников и улучшает их развитие.
В школе реализуется авторская программа по здоровьесбережению «Мое здоровье – мое будущее» (рецензия: кандидата биологических наук, доцент кафедры физиологии человека и животных ЮФУО.И.Шквирина), разработанная в рамках инновационной деятельности педагогического и медицинского коллектива школы-интерната и направленная на обеспечение системного подхода к развитию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов образовательного учреждения, развитию и саморазвитию личности, физическую реабилитацию и социальную адаптацию детей с ОВЗ на всех ступенях обучения.
Программа характеризует стратегию работы образовательного учреждения на период с 2021 по 2026 г.г. Основной замысел программы предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения детей и подростков в образовательном учреждении, формирование единых ценностных установок и подходов к здоровьесбережению обучающихся.
Программа представляет собой авторскую разработку рациональной организации и планирования учебной и внеучебной деятельности образовательного учреждения на основе ведущих позиций инновационных образовательных программ по здоровьесбережению, адаптивному плаванию и иппотерапии, а также по духовно-нравственному воспитанию гражданина России, его духовно-нравственных основ личности через изучение культурных отечественных традиций.
Программа отражает приоритет метапредметных способностей как новых критериев оценки результата. В блоке «ожидаемые конечные результаты программы» заложены показатели повышения мотивации к двигательной активности и здоровому образу жизни, уровня самостоятельности и активности школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата, профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в развитии, сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья. Реализация программы направлена на формирование культуры отношения к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Медработниками регулярно проводятся профилактические и просветительские мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ.
Доступ к информационным системам, электронно-образовательным ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Информационное обеспечение образовательного процесса направлено на развитие единой информационно-образовательной среды школы-интерната. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется из компьютерного класса. В школе действуют 2 локальные сети, имеется доступ в Internet, электронная почта. Все педагоги в полной мере могут использовать информационные технологии на уроках.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
Интерактивная доска эффективный и удобный инструмент для обучения школьников, который помогает педагогу проектировать урок в соответствии с требованиями ФГОС. Поверхность интерактивной доски позволяет запустить на компьютере различные программы и полностью управлять ими, она помогает в работе с графическими и видеоматериалами. Поверх отображаемых на доске материалов можно наносить различные комментарии. С помощью электронного маркера можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. Использование интерактивной доски на уроке оптимизирует процесс обучения и повышает его эффективность. Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения - наглядность.
Компьютер используется обучающимися в написание текстов и упражнений; сканировании текстов, рисунков для подготовки к урокам; эстетическом оформлении сочинений, докладов, рефератов; составлении таблиц и диаграмм; участие в олимпиадах различного уровня; овладение квалифицированным клавиатурным письмом; работа с мультимедиа сообщениями.
Сканер. Для оптического ввода в компьютер и преобразования в компьютерную форму изображений (фотографий, рисунков, слайдов), а также текстовых документов.
Принтер. Принтер предназначен для вывода на бумагу (создания «твердой копии») числовой, текстовой и графической информации.
Электронная настенная панель – это высокотехнологичное оборудование, разработанное для применения в учебных целях. Такой экран используют для наглядного изложения материала на лекциях, презентациях и других мероприятиях, где происходит взаимодействие лектора и аудитории.
Документ-камера - наиболее универсальный прибор из применяемой в настоящее время в образовательных учреждениях презентационной аппаратуры. Это одновременно и оверхед-проектор (кодоскоп), и сканер, и видеокамера. Более того, обладая встроенной памятью, камера позволяет запоминать изображения объектов и отображать их позднее, по мере необходимости, когда сам объект уже отсутствует. Использование документ-камеры на уроках позволяет повысить наглядность на уроке, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты урока, быстро анализировать результаты работ и опытов, делать уроки более разнообразными, разноплановыми, «живыми». Документ-камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснениями учителя.
Координатно – указательное устройство роллер предназначено для использования детьми с ограниченными возможностями, сочетает в себе функции мыши и джойстика. Кнопки, расположенные справа и слева, соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. С помощью верхней кнопки можно выделить текст или объект.
Графический планшет состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию пера. Графический планшет – это наиболее удобный и естественный инструмент при создании цифровых изображений
Беспрепятственный доступ в спальные помещения
Коридоры и лестничные марши школы обустроены пристенными одинарными и двойными поручнями из нержавеющей стали.
используется лестничный подъемник гусеничный для инвалидов Standart.
Спальные помещения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В школе-интернате для круглосуточного пребывания воспитанников обустроены 10 спальных комнат. Спальные комнаты расположены на 2 и 3 этажах школы-интерната, с размещенными рядом туалетами и душевыми.
Каждая спальная комната оборудована деревянной кроватью с вещевым ящиком, тумбочкой, стулом по числу проживающих. Также в спальных комнатах находятся комод и платяной шкаф с отделениями для хранения верхней одежды и личных вещей. Стены спальных комнат украшают картины ручной работы воспитанников школы-интерната.
В соответствии с Уставом проживание в интернате бесплатное.
В школе-интернате ведётся большая работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Здание школы-интерната оборудовано современной охранной сигнализацией, системой оповещения при чрезвычайных ситуациях, пожарной и звуковой сигнализациями. В каждом помещении звуковой оповещатель, по коридорам – пожарные шкафы, оборудованные огнетушителями и пожарными рукавами согласно ППР. Здание образовательного учреждения обеспечено телефонной связью, оснащено 26 камерами внутреннего и наружного видеонаблюдения, обеспечивающих осмотр прилегающей территории и всех путей движения по зданию, а также в мест скопления детей – актовый зал, столовую.
Установлены четыре системы доступа ворот с автоматическим пультом управления. Двери закрываются на легко раскрывающиеся запоры, на каждой установлен домофон. На посту охраны кнопки экстренного вызова. Договор на оказание услуг по оперативному реагированию на сообщения о срабатывании комплекса технических средств «тревожной» сигнализации заключен с ОВО по г. Волгодонску – филиалом ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области». По периметру территории школы-интерната имеется металлическое ограждение высотой 2 метра.
Занятия проводятся в одну смену. Здание подключено к городским инженерным сетям (холодному, горячему водоснабжению, отоплению, канализации).
В образовательном учреждении установлено круглосуточное дежурство персонала и администрации. Для организации медицинского обслуживания и проведения лечения имеется медицинский кабинет, кабинет водолечения, физиокабинет, кабинет парофинолечения, изолятор, процедурный кабинет. Материально-техническое оснащение залов ЛФК, медицинского кабинета и кабинета физиолечения находится на достаточно высоком уровне.
Материально–техническое оснащение способствует повышению качества обучения и воспитания, лечения и реабилитации, позволяет создавать условия личного успеха, стимулировать творчество, адаптировать воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к современным условиям жизни.